«Сейчас под ударом даже те водители, которые вообще не пьют»
«Сейчас под ударом даже те водители, которые вообще не пьют»
Трагедия на Минской улице с ее шокирующими подробностями - задавленные дети, жуткий в своей алкогольной невменяемости водитель, словно зомби, не замечающий тела под колесами автомобиля и спрашивающий единственную выжившую, что случилось, - заставила чиновников и депутатов вновь заговорить о необходимости закрутить гайки.
Ужесточающие законодательство поправки могут быть внесены на рассмотрение Госдумы уже на этой неделе, а их суть обсудят уже сегодня. Причем некоторые из предложенных поправок по размаху преобразований не уступают «сухому закону», в одночасье введенному Дмитрием Медведевым в бытность его президентом.
Так, например, глава рабочей группы по реформе законодательства в области безопасности дорожного движения Вячеслав Лысаков предлагает не только лишать пьяниц прав, но и взимать с них огромные штрафы: «Это должна быть сумма с несколькими нолями. 100, 500 тысяч», - депутата Газета.ru.
И это всего лишь цветочки – штрафы предназначены только для тех, кто попался в первый раз. «Повторников» депутат считает необходимым наказывать реальными сроками тюремного заключения. По его словам, действующие ныне 15 суток административного ареста не очень-то пугают алкоголиков-рецидивистов, зачастую накапливающих сроки лишения водительского удостоверения на двадцать и более лет вперед.
При этом сами транспортные средства у «рецидивистов», по мнению главы рабочей группы, необходимо отбирать. А если нарушитель ездил на автомобиле по доверенности, то отвечать должен собственник машины без всяких скидок. «Пьянство за рулем у нас скрывать не принято – наоборот, этим бравируют. Так что, владелец машины, скорее всего, прекрасно знает о привычках своего друга. Таким образом, они оба несут ответственность - один не должен пить, а другой должен понимать, кому именно он доверяет источник повышенной опасности», - так депутат пояснил Autonews.ru справедливость подобной меры.
Говоря об ужесточении законодательства, Лысаков подчеркнул, что заниматься этим можно лишь после возврата старых нормативов оценки состояния алкогольного опьянения: «Надо понимать, что абсолютного ноля нет нигде, даже в космосе. Поэтому сейчас под ударом находятся даже те автомобилисты, которые вообще не пьют. Сухой закон был, есть, и должен остаться. Но он должен быть справедливым».
Напомним, что закон «абсолютного нуля» может быть отменен в следующем году. По крайней мере, МВД и Минтранс уже одобрили возврат предельно допустимой концентрации алкоголя в крови водителей.
Глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая выступила с еще более радикальной инициативой по наказанию автомобилистов, заложивших за воротник. Она предложила приравнять «пьяное» ДТП со смертельным исходом к умышленному убийству. По ее мнению, «находящиеся в наркотическом угаре» водители осознанно покушаются на жизнь граждан.
Если предложение Яровой будет принято, то смерть человека обойдется хмельному водителю в 20 лет тюрьмы. Если же погибших будет больше - возможно даже применение потолка Уголовного кодекса: пожизненного лишения свободы. На сегодняшний день максимальное наказание за подобное преступление - 9 лет тюрьмы, а произошедшее трактуется как «убийство по неосторожности».
Члены фракции ЛДПР, в свою очередь, предлагают отбирать автомобили. «Существующие сейчас санкции, такие как лишение прав, лишение свободы на девять лет максимум, к сожалению, не приводят к уменьшению аварий по вине пьяных. Поэтому мы должны ввести и серьезный материальный штраф, например конфискацию авто. Чтобы человек, перед тем как сесть за руль в нетрезвом состоянии, подумал, что ему грозит не только лишение прав, но и конфискация машины», - сообщил газете «Известия» инициатор законопроекта Сергей Иванов.
Депутатские идеи ужесточить наказание для пьяных водителей нашли отклик в правительстве, а затем и в Кремле. Премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил задуматься о «более жесткой» уголовной ответственности: «Сейчас она, что называется, умеренная, а должна быть более строгой», - заявил премьер. Согласен с этим пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «События последних недель подтверждают необходимость обсуждения этого вопроса и принятия более жестких мер».
Однако эксперты, опрошенные Autonews.ru, посчитали подобный всплеск эмоций во властных кругах проявлением истерики. «Истеричная и непрофессиональная реакция, к сожалению, - заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, - В нашей ситуации, когда ничего не делается для реформирования дорожной полиции, любое ужесточение приведет только к увеличению суммы откупа. Вот это точно будет. Так что ни эйфории, ни стремления противоборствовать эти проекты не вызывают. Они попросту ничего не изменят. Нормальные граждане пьяными за руль не садятся, а отморозки как откупались, так и будут откупаться».
С ним солидарен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Эти метания говорят о том, что власть не пытается систематически, комплексно бороться с проблемой пьянства. А начинает судорожно что-то делать только тогда, когда жареный петух клюнет. Причем выдаваемые на гора меры совершенно лишены смысла. Например - как может проштрафившийся автомобилист лишиться прав в России? Для этого ему нужно встретить богатого инспектора, затем богатого следователя – и, наконец, судью, у которого все есть. Потому что в противном случае, откупиться стоит 100 тысяч рублей. А будет, допустим, 800 тысяч – рынок отрегулирует сумму взятки».
«Законодатели не понимают простую вещь: устрашающие меры устрашают лишь трезвых. Пьяным море по колено. Ну, согласитесь, что трезвый человек не садится за праздничный стол с мыслью «девять лет тюрьмы это куда ни шло, напьюсь-ка!». Поэтому, нужно не искоренять отдельно пьянство за рулем – что в принципе невозможно – а бороться с ним повсеместно», - подчеркнул Травин.