Грядущие ужесточения: тюрьма, сума и лишение прав Всего комментариев
Начав с борьбы c пьяными водителей, власти вовсе не собираются останавливаться. Последние законодательные инициативы похожи на попытки нащупать болевые точки владельцев машин. Автомобилистам остается не зарекаться от сумы и тюрьмы, ведь обладание автомобилем становится не только затратным, но и рискованным делом.
Двести тысяч рублей – именно столько придется заплатить водителю, вторично попавшемуся пьяным за рулем. В понедельник Госдума приняла к рассмотрению законопроект главы думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой.
Законопроект вносит поправки как в Уголовный, так и в Административный кодекс. Например, повышает верхнюю границу тюремного наказания за «пьяное ДТП» до 15 лет. А штраф за управление автомобилем в нетрезвом состоянии возрастет до 50 000 рублей. Кроме того, у проштрафившегося водителя на полтора-два года отберут права.
Эксперты, опрошенные Autonews.ru, убеждены: при действующей норме в ноль промилле и отсутствии доверия к инспекторам ГИБДД, подобные ужесточения приведут к тому, что автомобилисты будут разбегаться при одном только виде сотрудника дорожной полиции.
«Количество голливудских погонь на улицах, которые могут привести к гибели случайных людей, будет увеличиваться», - предупреждает председатель движения «Гражданские инициативы московских депутатов» Леонид Ольшанский.
А глава «Синих ведерок» Петр Шкуматов отмечает, что ужесточение наказаний неизбежно повлечет за собой рост коррупции: «В условиях «ноля промилле» пьяным может стать каждый. Давайте задумаемся: уголовная ответственность, судимость – это печать, которую просто так с себя не смоешь. А поле для подстав открывается широчайшее. Банальная ватка, смоченная в спирте, в кармане инспектора, которой он протрет мундштук алкотестера, – и вот вы уже уголовник».
С вас 3 миллиарда рублей
Неаккуратно припаркованный в столице автомобиль обойдется владельцу в 8000 рублей. С середины будущего года правительство Москвы собирается вернуть практику платной эвакуации. На данный момент перемещение неправильно припаркованного автомобиля не стоит нарушителю ничего, но вскоре ему придется заплатить коммерческим эвакуаторщикам 5000 рублей (при этом цена «обычной», не штрафной, эвакуации составляет 1500 рублей) и отдать еще 3000 рублей государству в виде штрафа.
Чтобы перемещать автомобили было сподручнее, мэрия планирует передать функции ГИБДД по выписыванию протоколов «гражданской» структуре – ГКУ «Администратору московского парковочного пространства» (ГКУ АМПП). При этом «администраторов» будет вдвое больше, чем сотрудников ГАИ: в центре города «соотношение сил» составит 70 ГКУ'шников против 28 инспекторов.
Несмотря на такой солидный прирост штата госслужащих, принимаемые меры едва ли помогут городу, ведь планируется эвакуировать только 1000 автомобилей в сутки, в то время как в центре Москвы ежедневно пакуется до полумиллиона водителей, и только 50 тысяч из них делают это по правилам. Словом, капля в море. Однако за год таким образом «накапает» около трех миллиардов рублей чистой прибыли.
Подобная перспектива вызывает недоумение у депутатов фракции ЛДПР, которые подготовили мэру Москвы Сергею Собянину соответствующий запрос.
«Речь идет о создании специальной «парковочной полиции», - заявил «Известиям» депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. – Ее появление может вызвать очередную волну напряженности среди автомобилистов».
Ранее Нилов предупреждал, что в стране уже успела сформироваться теневая бизнес-структура, зарабатывающая на процессе эвакуации. Фактически «парковочная мафия».
«Те, кто лоббируют принятие этих нормативных актов, равно как и рядовые сотрудники ДПС, готовы использовать любую возможность, чтобы нагреться на законодательстве», - отмечал депутат.
Лишиться прав можно будет не садясь за руль
Лишиться прав в скором времени можно будет не только не нарушая правил, но и вообще не садясь за руль. Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству поддержал законопроект, предусматривающий изъятие водительского удостоверения у неплательщиков алиментов.
По словам автора инициативы, председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Баталиной, существующие меры воздействия на «задолженников» (например, запрет на выезд за границу) недостаточно эффективны. А вот лишение прав бьет точно в цель. Ведь машина есть почти в каждой семье, и водят ее в основном мужчины.
«Количество неплательщиков, которые выезжают за рубеж, достаточно ограничено, но машина сегодня есть практически в каждой семье, а учитывая, что владельцы в основном мужчины, то мы рассчитываем, что введение временного ограничения на управление транспортным средством заставит более ответственно исполнять свои родительские обязанности», - заявила Баталина.
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, подобная инициатива не только говорит о беспомощности исполнительной власти, но и ввергнет общество в правовой хаос.
«Наказание должно быть как-то адекватно содеянному, быть с ним из одной области, - заявил он Autonews.ru. – Скажем, нарушил правила охоты – отберут ружье. Нарушил правила рыбалки – изымут снасти. Но как можно смешивать алименты и управление автомобилем? Почему бы тогда не отбирать родительские права за нарушения ПДД? Или за неоплаченный проезд на трамвае запрещать посещать театр? Как это все связано между собой? Это правовой хаос».
Впрочем, депутаты не забывают и об ужесточениях в привычных рамках ПДД. Так, например, Виталий Милонов, автор нашумевшего закона о запрете гомосексуальной пропаганды, предложил сделать «лишенческим» пункт 13.2, запрещающий выезд на загруженный перекресток.
«В европейском законодательстве это считается одним из самых серьезных нарушений. У нас же за него предусмотрено весьма легкое наказание в виде штрафа в 1 тыс. рублей. При этом такого рода нарушения носят массовый характер как в Москве, так и в Петербурге», - отметил Милонов.
Предложенные им поправки предусматривают не только лишение прав сроком от 3-х до 5-ти месяцев, но и штраф 5000 рублей для тех, кто попался на перекрестке в первый раз.
От камер не спрятаться
Если раньше Большой Брат умел только следить, то в скором времени он научится еще и считать. Депутаты придумали способ борьбы с водителями, осведомленными о расположении комплексов автоматической фиксации и сбрасывающими перед ними скорость – замерять время пути транспортного средства между двумя камерами.
Законопроект, предложенный депутатом «Единой России» Александром Васильевым, предполагает высчитывать среднюю скорость движения по шоссе по двум камерам – в начале и конце определенного участка трассы. Если водитель проехал отрезок быстрее, чем это можно сделать с максимально разрешенной скоростью, то, соответственно, он нарушил ПДД.
«По схеме организации движения, на которую нанесены все знаки, высчитывается время в пути. Например, дорога от Москвы до Санкт-Петербурга на машине при соблюдении скоростного режима должна занять примерно восемь часов. Камера будет фиксировать выезд автомобиля из Москвы и въезд в Петербург. Если автомобилист приезжает раньше расчетного времени, очевидно, что скоростной режим был нарушен. На имя водителя приходит штраф», - пояснил Васильев газете «Известия».
Отметим, что в России количество зафиксированных автоматическими комплексами нарушений выросло почти в полтора раза. В этом году было зарегистрировано более 22 миллионов таких случаев, в то время как за весь прошлый год общее число нарушений составило 16 миллионов. Судя по динамике, уже в 2013 году от камер не удастся спрятаться ни одному нарушителю.