Почему асфальт облезает еще до весны
Едва наступила оттепель, как вместе со снегом с московских дорог сошел и асфальт: обилие рытвин заставляет каждый вечер выезжать с работы с чувством, будто впереди минное поле. Столичные водители строят различные догадки: многие припоминают укладку асфальта прямо в лужи, другие считают, что во всем якобы виноваты особо агрессивные реагенты, применявшиеся в январские снегопады. Эксперты же уверены: главная проблема - в сложившейся системе тендеров и существующих ГОСТах. Ну и, как водится, в коррупции.
«Воруют! – объяснил корреспонденту Autonews.ru президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Воруют, как говорил Салтыков-Щедрин. Часть денег идет на асфальт, другая часть – на шубу жене. Вот, кстати, любопытно было бы посмотреть - какие дороги ведут к виллам и коттеджам хозяев дорожных компаний. Оценить бы их состояние. Думаю, асфальт там, что надо - не проваливается и не пучится. Так что я вижу две причины: нарушение технологии укладки асфальтового покрытия и воровство. То есть, скорее одну – нарушение технологии из-за воровства дорожных боссов».
По мнению координатора «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, во всем виновато несоблюдение технологии фирмами-однодневками: «Для укладки асфальта в Москве применяется самая современная техника, но толку от этого нет никакого – он все равно укладывается с нарушением технологии. Например, как это было сделано у нас во дворе: асфальт положили прямо в снег и с оттепелью его смыло. Это очевидно: вода между слоями асфальта при замерзании расширяется, его вспучивает. Так происходит по всему городу. Плюс, конечно, используются самые дешевые марки асфальта, пригодные, разве что, для проселочных дорог. В результате, кстати, очень быстро набивается колея».
«Непонятно, кто ответит за это – тендеры выигрывают фирмы-однодневки. И наплевать, что они дают хоть 20-летнюю гарантию – после получения денег они исчезают на другой день. Москва в год тратит на замену асфальта сумму около миллиарда долларов. Я подсчитал: если бы мне разрешили переложить асфальт на Севастопольском проспекте, я бы не только смог на выделенные деньги купить технику в Европе, но и сделать все работы – и остаться миллионером», - заметил Шкуматов.
С ним согласен и председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров: «Не только в Москве ужасные дороги, но и в области. Там еще страшнее. Даже не в оттепель, а уже осенью, с первым снегом, прахом пошел весь ямочный ремонт, отлетели заплатки. А связано это с нарушением технологии – недостаточная подготовка поверхности, холодный асфальт, который не схватывается со связующим слоем».
«Посмотрите на Дмитровское шоссе. Три года назад там была проведена капитальная реконструкция. И что же сейчас? Ужас, бомбежка какая-то. Новая фактически дорога не выстояла и три года, хотя должна была без ремонта простоять пять лет минимум», - добавил Дозоров.
По мнению автомобильного эксперта Сергея Асланяна, сложившаяся система тендеров делает победителями заведомых мошенников: «Здесь действует совокупность факторов. Прежде всего, у нас действует отлаженная система увода целевых денег (пусть даже выделенных по-честному на ремонт) по карманам. В этом виновата действующая система тендеров. У нас ведь как – кто предлагает дешевле, тот и выигрывает тендер. Приходят профессиональные ремонтники и говорят: починить дорогу стоит 100 рублей. Приходит непонятно кто и говорит: сделаю за 3 рубля. И все, по закону ему обязаны отдать тендер».
«Идем дальше. Из этих 3 рублей, которые ему выделят, он 20% отдаст откатом. Это обязательно, иначе он и с тремя рублями тендер не выиграет – ему просто скажут: «На конкурс заявок не подано». И вот у него уже меньше, чем запланировано по смете. Но ведь и самому еще нужно украсть! Допустим, тоже 20%. И получается, что на ремонт дороги остаются какие-то копейки. На эти деньги покупается просроченный битум, толпа таджиков, а потом фирма исчезает», - заявил Асланян.
«Самое горькое в том, что мы не можем строить нормальные дороги даже тогда, когда это осуществляется под прямым присмотром государства. Например, дорога в Сколково - 5 километров - обошлась в 5 миллиардов. И сколько месяцев она выдержала? Не умеем, разучились строить. Нет ни практики, ни теории, есть только устаревшие ГОСТы 60-х годов, в соответствии с которыми асфальт должен выдерживать температурную нагрузку до -20. То ли тогда было теплее, то ли наше дорожное законодательство переживает перманентное глобальное потепление», - посетовал эксперт.
Напомним, что на развитие дорог в Москве власти планируют потратить порядка 2,2 триллиона рублей до 2016 года. При этом, как подчеркнул руководитель Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Андрей Цыбин, город не собирается оплачивать ремонт подрядчикам, которые не успевают закончить работы до зимы. Связано это с тем, что зимой уложить асфальт, следуя нормативам, крайне тяжело. Он также добавил, что город не платит подрядчикам до тех пор, пока работа не будет принята комиссией. Из-за этого многие компании сдают свои объекты только со второго-третьего раза.