4 июня 2012

Гаишникам снова разрешат брать деньги у водителей

Гаишникам снова разрешат брать деньги у водителей

Нарушил, получил штрафную квитанцию, шагом марш в банк. Таков на сегодняшний день алгоритм оформления административных правонарушений и оплаты водителями штрафов. Многие автомобилисты рады были бы от такого сценария отказаться: время в больших городах – на вес золота, а «Сбербанк» без очередей – что-то из области фантастики. При этом оплатить квитанцию-постановление в другом финансовом учреждении можно, но чревато неприятностями: данные об оплате в ГИБДД не поступят.

Недовольны положением дел и в Госавтоинспекции – там указывают на достаточно низкий процент собираемости штрафов. В особенности это касается мелких прегрешений: тысячи автомобилистов не считают нужным терять 30-40 минут на то, чтобы оплатить квитанцию, в которой значится сумма менее тысячи рублей. И в ГИБДД решили сделать ход конем: по данным Autonews.ru, в скором времени на рассмотрение Госдумы и правительства будет внесен целый пакет поправок в действующее законодательство, главное в которых: реорганизация системы оплаты штрафов и возврат к старой схеме. В случае если эти поправки будут приняты, сотрудники ДПС получат право собирать с водителей деньги прямо на дороге, причем на совершенно законных основаниях.

В российской Госавтоинспекции решили пойти дальше и сделать так, чтобы от этой головной боли автомобилисты были избавлены. Во-первых, предлагают в ГИБДД, необходима массовая установка небольших терминалов оплаты – не только в городах, но и на АЗС, расположенных вдоль междугородних трасс. Во-вторых, возможен выпуск т.н. водительских карточек, на которые автомобилисты заблаговременно будут переводить энную сумму, которая просто будет списываться в случае фиксации нарушения. В-третьих, повальное оснащение экипажей мобильными терминалами, принимающими банковские карты. Ну и, наконец, вернуть практику взимания штрафов на месте – водитель платит штраф инспектору, а взамен получает квиточек об оплате с указанием номера постановления.

Эксперимент, когда 82 экипаж ДПС в Москве был оснащен мобильном терминалом для проведения операций с банковскими картами, проводился в Центральном округе Москвы в течение пяти месяцев 2009 года. При этом, у водителей был выбор – оплатить штраф на месте карточкой или получить на руки постановление/протокол и оплатить штраф в банке, либо обжаловать протокол в суде. За период проведения эксперимента с помощью новой системы было оплачено 7 тыс. 612 штрафов или 9% от общего числа выписанных в ЦАО квитанций за нарушения ПДД.

 

Но такое светлое будущее светлым кажется только на первый взгляд. Опрошенные нами эксперты идею ГИБДД почти единогласно подвергли жесточайшей критике. «Я категорически против такой инициативы. Мы только-только сделали шаг навстречу цивилизованным отношениям между государством и гражданином, когда все денежные вопросы, в том числе и в части оплаты штрафов, решаются через банк. А это – шаг назад, фактическое узаконивание коррупции, - утверждает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Полицейский в принципе никогда не должен брать в руки деньги, тем более, существующая схема проста и понятна: выписывается постановление, и дается вполне нормальный срок на уплату штрафа. Мне кажется, намного разумнее было бы развивать систему оплаты квитанций через терминалы, через Интернет. И последнее, что касается предлагаемых поправок: а если водитель не согласен? Устанавливать вину должен суд, это не должен решать сотрудник ДПС на месте гипотетического нарушения».

«Безобразие! Лет 10-15 назад от этой практики отказались, правда, отказ особо ничего не дал: инспекторы все равно находят лазейки и возможности собирать с водителей деньги. Но зачем же им облегчать эту задачу?, - вторит Похмелкину президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Ведь появится огромный соблазн сдать половину кассы по окончании дежурства. Порядочный полицейский сделает все по закону, а непорядочный (каких немало) положит выручку себе в карман. Сотрудников ДПС надо держать подальше от «живых» денег, максимально далеко, ведь между ними давно сложилась нечеловечески большая дружба. Вторая проблема заключается в том, что это может спровоцировать у водителей нежелание отстаивать свои права. Так у человека есть 10 дней на обжалование, есть время подумать, прав он или нет. А «на месте» времени не будет. К тому же, если нарушитель не очень согласен с тем, что ему вменяемся в вину, у него появится соблазн плюнуть на все и заплатить – зачем куда-то бегать, оббивать пороги, когда можно просто дать денег и забыть».

Лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев настроен не столь пессимистично: «Все зависит от того, как это будет реализовано на практике. Мы же все знаем, что у нас хватает нужных и правильных законов, но нужные и правильные они только на бумаге, а на деле превращаются в кошмар для обывателей. С одной стороны, оплата штрафов на месте может существенно облегчить жизнь автомобилистов, с другой стороны, есть риск того, что это превратится в вымогательство. С год назад в Москве у меня был случай, когда инспектор настоятельно рекомендовал оплатить штраф на месте, у него даже было считывающее устройство для банковских карт: мне пришлось объяснить ему, что я, конечно, могу это сделать, но не обязан. Если будет издан такой закон, коррупцию это, к сожалению, не искоренит. Но есть у этого решения и возможные плюсы: многие предпочтут заплатить по закону, а не давать взятки».

Расскажите друзьям:

1 июня 2012
Старые автомобили обложат тройным налогом
Жизнь владельцев старых автомобилей, в скором времени может превратиться в одну сплошную черную полосу: помимо утилизационного сбора, по ним запланировано ударить повышением транспортного налога.
31 мая 2012
Центр Москвы закроют для офисных работников
Начиная с 2013 года, парковка в пределах Бульварного кольца станет платной: час стоянки обойдется в 50 рублей. Исключение власти города сделают для жителей расположенных в ЦАО домов. Тем, кто прописан в другом округе, или регулярно ездит в офис на работу, придется раскошелиться
30 мая 2012
предложение по замене гос номеров нашло понимание у народа
В ходе опроса, целью которого было выяснить, нужно ли «отвязать» автомобильные номера от принадлежности к тому или иному региону, а также стоит ли изменить внешний вид госзнаков, большинство проголосовавших выбрали ответ «да».